Сайт музыкального руководителя
Главная » Статьи » Праздники и развлечения в МБОУ-НОШ №32.

"Край родной - земля Тульская"

Сценарий праздника День двора

«Край родной - земля Тульская!»

Цель: воспитывать любовь и уважение к своему городу, закрепить знание тульских достопримечательностей, создать веселое, праздничное настроение.

Предварительная работа: рассматривание экспозиций в музее Тульского края, иллюстраций и открыток с видами города, его достопримечательностями; разучивание песен, стихов, посвященных городу Тула и тулякам – мастерам; разучивание русских-народных  плясок; организация выставки детского рисунка «Тула глазами детей»

Действующие лица: 

Ведущая

Дед

Петр I          

Тычка

самовар

Ванятка

мастера

коробейники         кузнецы

слуга царя

На центральной стене изображена площадь перед Кремлем, у стены стоят ларьки, перед ними– городские ворота с изображением древнего герба Тулы. Под марш «Тульская оборонная» (музыка: Анатолий Новиков, слова: В.Гурьян, исполняет: анс. им. Александрова) входят дети, становятся полукругом перед воротами:

1 реб-к: Мы приветствуем всех в зале,

               Как давно вас не видали

               Мы на празднике у нас!

               Но сегодня другое деле:

               Свой концерт готовы смело

               Показать вам всем сейчас!

2 реб-к: Есть уголок в России нашей

               Несравненной красоты.

               Он нам дорог, потому, что

               Здесь родились мы!

3 реб-к: Город славный, город добрый и конечно трудовой:

              Самовары и гармони прославляли город мой.

4 реб-к: Здесь живет народ рабочий – велики его дела,

              Подковать блоху сумели наши чудо мастера!

5 реб-к: Мудрецам давно известно: там, где умным мыслям тесно

               Нет ни зависти, ни скуки, мастера там на все руки:

               Шить варить и рисовать, чисто петь и танцевать!

Исполняется песня «Тула – земля моя»

(Звучит музыка – входит седой дед в русском костюме и мальчик – поводырь.)

Дед: Ох, уморились! Давай, Ванятка, отдохнем: шли мы широкими полями, переплывали глубокие реки, проходили дремучими лесами…

Ванятка: Зато, деда, сколько больших и малых городов повидали, про чудеса слыхали.

Звучит фонограмма колокольного звона.

Дед: Слышь, Ванятка? Колокольный звон! Видно город затаенный прячется в лесах…

Ванятка: Пойдем, дедушка, узнаем, что это за город, какие люди там живут, чем занимаются.

Дед и мальчик подходят к городским воротам.

Ваня: Смотри, дедусь! Городские ворота, а на них герб.

Ворота открываются, из них выходят четверо детей в русских костюмах. Затем ворота закрываются.

Дети хором: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим в наш город мастеров!

Дед: Здравствуйте! Смотрю на вас: русоволосые, сероглазые, сердцем чисты, душой добры. Зоветесь нынче россияне, а издревле, кто вы?

Дети хором: Мы – вятичи – славяне!

Ванятка: А что это за колокольный звон доносится из города?

1 реб-к: По широкой Руси нашей матушки

               Колокольный звон разливается.

               Нынче старинный город Тула

               За труды свои прославляется!

2 реб-к: Славен город наших дедов, в жизни многое изведав.

               Он стоит из года в год, наша гордость и оплот!

3 реб-к:  И любыми временами за кремлевскими стенами

                Русь спасая о невзгод, жил великий наш народ!

Открываются ворота, из них выходит ведущая с караваем.

Ведущая поёт:   Стоит на свете Тула-городок,

                            Стоит не слишком низок, не высок.

                            Но только тот, кто в Туле не бывал.

                            Тот матушки-России не видал.

                             Самовар поёт… (все дети подпевают)

На второй куплет песни выходят 4 мастера: первый держит в руках тульский пряник, второй – тульскую гармонь, третий – тульское оружие, четвертый – тульский самовар.

                            Родятся в Туле чудо – мастера,

                            Работа им любая, что игра!

                            И черта, если надо, подкуют,

                            А если надо, спляшут и споют.

                            Улиц в Туле сто… (подпевают все дети)

Мастер (с пряником):   Метут ли метели, звенят ли ветра,

                                        По улицам Тулы идут мастера.

Мастер (с гармонью): Когда хватит радость, а может быть грусть,

                                       Когда пора бы песню пошире затянуть,

                                       Когда назреет пляска лихая, как огонь,

                                     Берет Россия в руки тульскую гармонь.

Мастер (с оружием): Когда нависнут тучи с военною грозой,
                                   Когда повеет гарью над отчей стороной,

                                    Когда враги, как волки, ворвутся вдруг в неё,

                                    Берет Россия в руки тульское ружье.

Мастер (с самоваром): Когда приедут в гости хорошие друзья,

                                          Когда сияет солнце и хмуриться нельзя,

                                          Над белою салфеткой клубится мягкий пар,

                                          На стол Россия ставит тульский самовар.

Мастер (с пряником): А к чаю сладкий пряник подаст Россия вам,

                                        Ведь тульский пряник издревле нравится гостям.

Все эти предметы мастера кладут на стол перед гостями.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ШУТОЧНЫЙ ТАНЕЦ «САМОВАР»

Ведущая: Милости просим к нам в город в гости. Под последними лучами яркими открываем мы ярмарки!

Ворота открываются, появляются коробейники.

1 коробейник: Проходите, примечайте. Всё что нужно, покупайте!

2 коробейник: Кому баранок связочку? Кому песню и сказочку?

3 коробейник: Кому жареную утку? Кому нашу прибаутку?

4 коробейник: Кому коленный орешек? А кому мешок потешек?

Все коробейники хором: А веселья – для всех! Пусть звенит весёлый смех!

Исполняется пляска «Барыня с каруселью», в это время ворота убирают, остаются ларьки, все дети садятся.

Ведущая: Проходите на нашу ярмарку.

Дед: Ну, Ванятка, что тебе нравится?

Ванятка: мне, дедусь, нравятся сабли острые да ружья меткие.

Дед: Да, самопальный труд в почете с незапамятных времен.

         Оружейник наш в почете и сноровист и умен.

Выходят кузнецы.

1 кузнец: Деды ладили умело и приклады и курки.

                 Сталь звенела, пуля пела, воздух резали штыки.

2 кузнец: Знаменитые пищали русской удали под стать

                  Нам в наследство завещали никогда не уступать.

3 кузнец: Как богатырь встал город русский Отчизны грозный арсенал.

                 Москву от недруга по-тульски, как щит, надёжно прикрывал.

Дед: А когда в Туле появились кузнецы, оружейных дел мастера?

Ведущая: Сначала по Указу царя Федора поселились особой слободой 30 кузнецов, чтобы выполнять «государства оружейное дело». Известными людьми в слободе были братья Мосоловы, Иван да Максим, Никита Орехов, Никита Антуфьев, позднее писавшийся Демидовым. Много в истории Тулы связано с именем Петра I. Есть легенды о чудо – мастерах левше и Тычке. Сказывают, приехал раз в Тулу царь Петр I: хотел основать российский оружейный завод…

Входит Петр I со слугой.

Петр I: Позвать сюда лучшего оружейного мастера! Подать мне его!

Слуга: Слушаюсь, государь (уходит за дверь, затем вталкивает мастера)

Петр I: Это ты великий ружейный мастер? Как звать тебя?

Тычка: Тычкой. Только я совсем не великий, а всего-навсего ученик Парфена Зычки, а тот ученик Никиты Дычки, а тот – Прошки Лычки.

Петр I: А починишь вот эту штуку, сделанную англицким мастером?

Тычка: Отчего не попробовать?

              Туляки из покон соблюдали закон.

              Коли жали зарок, так исполнят в срок.

              Ничего, что печет, что с рубахи течет.

              Ты рубах не жалей, ты трудись веселей…

А просьбу выполним с душой,  и песня в этом поможет. Ведь душа без огня, что казак без коня!

Петр I: Ну, потрудись!

Исполнение и инсценировка песни «Во кузнице» (слова и музыка неизв. автора). Далее – танец кузнецов.

Петр I: Ну, где же ваш хваленый мастер? Какие сутки жду! (входит Тычка) Ну что, принес?

Тычка: Принес государь, исполнил, как велено.

Петр I: Да…. Вот если бы такие вещи не только чинить могли, а еще и сами делать…. Вас на руках носит можно было бы (рассматривает пистолет)

Тычка: Да у нас такие вещи подмастерья слюнями клеют!

Петр I: Что? Я тебе! (замахиваясь на Тычку) Такой пистолет! Англицкий!

Тычка: За что? За тот пистолет? Так возьми – он и даром не нужен! А вот прими, государь, другой пистолет.

Немая сцена. Герои застывают в определенных позах.

Ведущая: Оказывается, Тычка за три дня не только починил, но и сделал новый, как две капли воды похожий на англицкий пистолет.

Петр I: Славный пистоль! Раз такие мастера живут в Туле, то ВТО мой царский указ: пусть отныне в граде Туле вырастет российский оружейный завод, чтоб своими ружьями и пистолями прославлял бы он Россию! (уходит)

Дед: Да-а-а! Великие дела!

Ведущая: Ну, сделал дело – гуляй смело! Пошли дальше по ярмарке!

Ванятка: Деда, а там семечки продают!

Ведущая: Да так, от безделья грызут!

Исполнение и инсценировка песни «Семечки».

Ведущая: Наш старинный город Тула умельцами богат…

Ванятка: Смотри, дедусь! Гармонь меха рванула от Воронки до Карпат.

Выходит оркестр баянистов, у взрослых – баяны, у детей – маленькие гармоники.

1 реб-к: На радость и на счастье, как ветер прусам,

               В наследство тульский мастер гармонь оставил нам.

2 реб-к: Наверно, мудрый мастер сумел в гармонь вдохнуть

               И раннее ненастье, и долгий зимний путь.

3 реб-к: Соловьем гармошка пела. За душу брала:

               Сердце с нею молодело, вдаль она звала.

Ведущая: Пойдемте дальше по ярмарке! (вновь входят коробейники)

1 коробейник: Вот орешки! Хорошие орешки!

                           Вкусные, на меду!

                           Давайте, в шляпу накладу!

2 коробейник: Кому пирожки? Горячие пирожки!

                           С пылу, с жару, гривенник за пару!

3 коробейник: Вот ниточки, вот иголочки!

                           Иголки не ломки!

4 коробейник: Румяна, помада – кому что надо!

Ведущая: Ваня, купи себе пирожок.

Ванятка: Дедушка, устал я, есть хочу!

Ведущая: А вот сейчас я вас тульским пряником и чаем угощу.

                  Довольны будете здорово,

                  Удовольствия – в три короба!

Дед: А где родился пряник тульский? (обращается к детям) Ну-ка, ребята, расскажите.

На середину зала выходят дети.

1 реб-к: Где родился пряник тульский?

               Там, где медом в день июльский

               Пахнут русские луга, а зимой метут снега.

2 реб-к: Пряник мастером замешан на цвету рябины здешней

               И на песнях тех, что пели мамы нам у колыбели.

3 реб-к: Самовар родила Тула, Тула – Родина моя.

               Белой скатертью взмахнула от Заречья до Кремля!

4 реб-к: Если вы с пути устали иль пришли вы после бани,

               С легким паром, с мягким паром, сядем мы за самоваром:

               Будем пить и веселиться – лучшего и не присниться!

Ведущая: Приглашаю вас попить чаю с пряниками. (ведущая и дед с Ваняткий выходят из зала)

Исполняется пляска под фонограмму «Пряники тульские». По ее окончании ведущая и дед с Ваняткой входят в зал.

Ведущая: Чаю с пряниками попили, - дальше в путь мы припустили.

Дед: Смотри, Ванятка, какие палатки интересные!

Коробейник (из ларька): Загляните к нам в палатку!

                                         Вот конфеты, шоколадки, расписные сундучки,

                                         Барабаны, палочки, шары,

                                         Погремушки – разные игрушки!

Дед: Хороши игрушки! Веселые да расписные!

Ведущая: Жил в селе не Тульщине мастер Филимон.

                 Игрушки для забавы из глины делал он.

(выходят дети в костюмах под филимоновские игрушки)

1 реб-к: Раскрашивал в полоску, в зеленый, красный цвет.

               Игрушка филимонова объездила весь свет.

2 реб-к: Барышни с парями, свиньи расписные,

               Петухи да куры, словно как живые!

3 реб-к: Соловьем свистят игрушки те их глины

               Так и хочется ребятам поплясать всем с ними!

Ваня: Как Тула талантами богата!

Дед: Как Тула талантами сильна!

Ведущая: А если будут петь девчата – значит будет жить она!

ИСПОЛНЯЮТСЯ ЧАСТУШКИ ПРО ТУЛУ.

Дед: Ох, хорош город!

         Но ярмарка товарами шумит, а нам еще путь дальний лежит.

Ваня: Пойдем, дедушка, дальше. Про славный город Тулу всем расскажем!

Ведущая: Доброго вам, странники, пути! (старик и мальчик уходят)

На середину зала выходят чтецы.

1 реб-к: Тула – древняя земля! Тула – Родина моя!

               Город свой родной люблю и по-детски берегу!

2 реб-к: Каждый кустик и травинку, подниму с земли соринку,

              Посажу у дома клен – пусть со мной взрослеет он1

3 реб-к: Чтобы в зелени ветвей мог запеть нам соловей,

               Чтобы в речках вода изумрудная текла.

4 реб-к: Чтобы воздух чистым стал и исчез в нем злой метал,

               Всем нам нужно потрудиться, постараться, не лениться.

5 реб-к: Предки город сохранили: кремль великий заложили.

               В парках зелень и прохлада… Потрудились все, как надо!

6 реб-к: А пока мы подрастаем, садик милый украшаем.

               Посмотрите, как хорош! Зеленее не найдешь!

7 реб-к: Будем тоже продолжать славный город украшать.

               Пусть растет и хорошеет, с каждым годом молодеет!

Ведущая: Нашему городу много уж лет

                 Вам судить: хорош он иль нет!

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ВАЛЬСА О ТУЛЕ»

Категория: Праздники и развлечения в МБОУ-НОШ №32. | Добавил: Татьяна (30.09.2015)
Просмотров: 1016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar